PDA

Просмотр полной версии : Роль Ислама в Азербайджанской политике


QafqazWolf
19.05.2011, 06:33
Хотя Азербайджан давно не является советской республикой, где атеистическая пропаганда была частью официальной политики, а исламские институты – например, Духовное управление мусульман Кавказа и др., – оставались лишь формальными учреждениями при власти, пока что в Азербайджане мало что изменилось в этом плане. Нынешний режим (ещё со времён Гейдара Алиева) проводил и проводит подчёркнуто светскую, секуляристскую политику, направленную на полное отделение политики от религии. Это позволяло режиму сохранять стабильность, привлекательность для западных инвестиций и возможность налаживания связей с Россией и Западом. Однако по мере приближения к исчерпанию ресурсов нынешней политической системы стабильность будет превращаться в безжизненность и обречённость. Нынешний режим не может воспроизводиться бесконечно, так, как произошла передача власти в 2003 году от отца-президента к сыну. Через какое-то время, предположительно через несколько лет, понадобится внедрение другой политической системы, которая сможет быть стабильной в долгосрочном плане.

Однако в Азербайджане практически невозможно ввести обычную западную политическую систему в виде парламентской и даже президентской или смешанной, президентско-парламентской республики. Менталитет населения, исторические традиции, географическое расположение исключают это. Даже в Турции, которая входила в НАТО с 1952 года, парламентская система исторически встречала огромные трудности, результатом чего были многочисленные военные перевороты. Лишь к началу 21-го века, после того, как в Турции стали возрождаться исламские принципы, эта система как-то стабилизировалась. Но это стало возможным именно и только после мощного вторжения в политическую систему страны такого фактора, как Ислам. Ислам стал «цементирующим раствором» турецкой политики, роль которого прежде играли военные, приверженцы идеологии «кемализма».

В Азербайджане сейчас проводится политика, которая напоминает «кемализм» в мягкой форме (без активного участия военных, роль которых в Азербайджане играют спецслужбы и органы правопорядка). Однако эта идеология практически исчерпала себя в Турции и, по нашему мнению, не имеет большого будущего в других мусульманских странах, в том числе в Азербайджане (а также в странах Центральной Азии).

Можно искусственно сконструировать политическую систему, напоминающую европейскую или американскую, создав с помощью директивы две партии, обе из которых будут фактически провластными, но будут как бы играть друг против друга. Однако эта система вряд ли будет обеспечивать такую стабильность, как обеспечивает сейчас, по сути, однопартийная система в Азербайджане и в странах Центральной Азии (кроме Киргизии). Почему однопартийная? Потому что все другие партии, кроме правящей, в таком раскладе не имеют никаких шансов на победу в выборах.

Главная проблема стран постсоветского пространства состоит именно в отсутствии реальной идеологии, которая бы скрепляла общество и политическую систему. Идея независимости не может быть такой идеологией, потому что она недостаточна. Ведь существование этноса в рамках независимого государства не может быть самоцелью. А насаждение идеологии этнического или государственного национализма, пантюркизма (в случае тюркских народов), панславизма, кланово-племенной солидарности и т. д. может привести к конфликтам, столкновениям на межэтническом и межгосударственном уровне, что ведёт к нестабильности и развалу политической системы. В таких условиях единственной действенной и эффективной идеологией, которая может стать связующим звеном общества, определить образ жизни, ориентацию в мире, является Ислам.

После распада Советского Союза, особенно в последние годы, усилилось проникновение на постсоветском пространстве идей радикального Ислама, так называемых «ваххабизма» и «салафизма». Это происходит именно из-за идеологического и мировоззренческого вакуума в этих странах. Пустую нишу заполняют простые на вид, но деструктивные по сути течения; это касается не только радикальных течений в рамках Ислама, но и различных тоталитарных сект, прикрывающихся христианством. Этот путь ведёт к дальнейшему разрушению общества, но на его месте возникают не полноценные, саморегулирующие и живущие по религиозным заповедям общины, а различные маргинальные секты.

Если вернуться к ситуации в Азербайджане, то специфика этой страны состоит в том, что большинство верующих принадлежит к шиитскому направлению, в отличие от других тюркских народов на постсоветском пространстве. Но при этом азербайджанцы в последние годы установили тесные отношения с Турцией.

В свою очередь, в Турции тоже идут процессы исламского возрождения. В этой стране не приобрели большой популярности «салафизм» и «ваххабизм», зато сильны позиции умеренных суннитов. Одновременно с этим Иран медленно, но верно поворачивается лицом к кавказским проблемам. Вовлечённость Ирана в региональную политику будет, по-видимому, возрастать. Поэтому у Азербайджана открывается возможность начать одновременное сближение с Турцией и Ираном при активизации умеренного религиозного фактора в самом Азербайджане. На наш взгляд, именно такая политика будет выбрана в ближайшие годы азербайджанской элитой, кто бы ни был в её составе, потому что другой возможности избежать исчерпания ресурсов авторитарного режима не существует.

Что касается России, в случае если руководство страны больше внимания уделит работе с мусульманскими лидерами и сможет позиционировать Россию как в том числе и исламскую страну, то она имеет шансы полноценно включиться в разворачивающиеся на Кавказе процессы.
http://www.islam.ru/content/analitics/1533