PDA

Просмотр полной версии : Карабахские заметки БОЗГУРД-а и Hajizade


БОЗГУРД
28.03.2011, 02:31
24 марта 2011 года.
Сердито ворча, новенькая “Нива” несла нас по извивающейся грунтовой дороге. Сегодня было несколько интервью с беженцами из села Карадаглы Ходжавендского района, бывшими заложниками, чьи судьбы были искалечены в один миг. И несмотря на это, эти люди нашли в себе силы основать новый поселок, здесь же в Нагорном Карабахе. Едем молча, чувствуется внутреннее напряжение у всех, каждый переваривает увиденное и услышанное сегодня. Основной целью поездки для нас было увидеть это место, где происходило столько всего повлиявлего на новейшую историю Азербайджана.
Глядя на спокойствие зеленых холмов, невозможно даже представить, что здесь шли тяжелые бои. Наш проводник Шаиг Асланов торжественно произносит:
– Внимание, мы в Нагорном Карабахе!
- Останови здесь.
Мы выходим. Жадно делаю глоток чистейшего воздуха. Помню, точно так же вдохнул когда нас юнцов отвезли в военную часть на Муров-даг, самую северную точку Карабаха, после пяти недель карантина. А до Муров-дага был перерыв еще с лета 1988-го, когда дома в Шуше оставался на каникулах.

Впереди горы, почерневшие от постоянных поджогов армянскими военными, а по сторонам до линии горизонта интереснейший ландшафт. И оглушительная тишь, слышно только как потрескивает остывающий мотор “Нивы”. Поднимаю ком земли и глазами ищу нашего фотографа.
http://bozgurd.info/mainfiles/uploads/2011/03/32-300x199.jpg- Али, щелкни вот это.
- Символично.
- Я старался - вижу как Ризван достает камеру. Интересно, заряда батарей у него на все это хватит? – Müəllim, çəkirsən? Как тебе фон?
- Hap-hazır olanda deyərsən.
- Lap zırın hazırıyam. … За мной находится высота Эргюнеш. Далее следуют горы Кирс, в той стороне вон где дорога разветвляется – Нергиз-тепе… Это кстати наш специалист-сапер Али Гаджизаде…
- Шолом алекум.
- Алекума шолом
Ризван из-за кадра добавляет:
– Он пытается минировать территорию…
- Минируют те, которые обороняются, – оскорбленным тоном отвечает Али, - я разминировываю.
- А мы идем дальше! – добавлю я и в этот момент замечаю, что забыл потушить сигарету.
- Так, значит впереди Нергиз-тепе, – продолжает Ризван.
- Это там где разветвляется дорога, вон туда, направо.
- Сейчас попытаюсь ее поймать… трясутся руки
- Пить меньше надо, – подкалывает Али.
Ризван, который не дружит со спиртным вообще, констатирует:
- Да. Из мелкой посуды… ясно.
- Вот это куда ты сейчас смотришь – высота Эргюнеш. Вот там где снег белеет.
- Так…
- А вон в ту сторону… это Нергиз-тепе. Там наши позиции.
- Пока что…
- Ну, всего лишь пока что. А мы пойдем дальше… Видишь тишина какая?
- Тишина поразительная. К природе все-таки не привыкли. На вот, сделай несколько кадров чтоб я тоже попал.

Беру у Ризвана камеру…
– Значит так. Для тех кто не знает. За нами – Нагорный Карабах. К сожалению, не весь конечно, но мы сейчас стоим на этой земле.
- Вообще-то это тоже Нагорный Карабах, - направляю камеру объективом вниз.
- Это тоже. Но мы вон туда едем не для того, чтобы посмотреть и вернуться. А для того, чтобы дать понять, что нас ждут эти земли. Для тех кто забыл, продолжение – ТАМ. Для тех кто в Баку сидя, забыл об этом. Просто, на Нергиз-тепе вы посмотрите, что мы потеряли. Потеряли не потому, что эта земля сейчас оккупирована армянами, а потому, что кое-кто об этом забывает. Надеюсь, мы станем поводом для того чтобы некоторые проснулись.
- Нергиз-тепе переводится как “холм с нарциссами”.
- А там что такое кстати вот в том направлении? Там наши, да?
- Там наши позиции. А вот в той стороне уже Муров-даг. Те кто нас сейчас слышит по ту сторону линии фронта, называют ее “Мрав”.

(Дальше последовала не совсем нормативная лексика, и Ризван настоятельно просил, чтобы при редактировании видео я этот кусок вырезал).
“Нива” несла нас дальше. Еще совсем немного. Место само по себе уникально не только тем, что там шли тяжелые бои и обе стороны поочередно брали высоту, но в том числе и потому что место само по себе связано с тюркским огузским эпосом “Dədə Qorqud” (Отец Коркуд). Первое, что бросается в глаза – шарообразной формы обожженные камни больших размеров. Нигде в радиусе на многие километры мы такое не встречали.


На расстоянии выстрела...
- Это скорее всего метеориты. При вхождении в верхние плотные слои атмосферы обгорели, - заключил Шаиг, - Согласно легенде, Гараджа Чобан, один из персонажей эпоса, запускал этими камнями из из пращи чтобы отпугнуть врагов… Будьте осторожнее, мы на расстоянии выстрела. И осторожно со змеями, камни не переворачивайте.
Крепкий мужик был пастух, если это правда. Хотя как правило, скелеты из исследованных огузских могил в разных местах Азербайджана по длине достигали не более 2,4 метра. Вот и здесь, на древнем кладбище, чуть выше которого еще видны следы окопов, длина могил не превышает трех метров. Каждая могила по перриметру обложена теми самыми шарообразными камнями.
- Ребят, на нас только что из снайперки посмотрели, – усмехнулся Ризван пытаясь дать увеличение, - но это наши. Вон помахали чтоб близко не лезли.
В этот момент послышалось несколько одиночных выстрелов.
- А вот это уже армяне. Вон оттуда стреляют.
- Ayə həvəslənib özünüzü gülləyə verməyin – послышался голос Шаига, – Лучше спускайтесь оттуда.
Какое там “спускайтесь”? Тут столько всего еще не отснято. Вот надгробный камень с изображением лука и стрел. В углу какая-то тамга. Слышно только как щелкает фотоаппарат у Али. Шаиг пытается соскоблить засохшую грязь с камня чтобы линии рисунка были виднее и комментирует:
- Это скорее всего могила какого-то воина. Вон там я еще одну видел, примерно такой же рисунок.

Достаю телефон и пытаюсь найти номер историка Фирудина Джалилова. Вот он. На том конце из Баку слышится сонный голос.
- Əfəndim, nətərsən?
- Салам ходжа.
- Ты где?
- В Карабахе, Ходжавендский район.
- Каким образом ты туда попал?
- Долго рассказывать. Мы тут несколько надгробных камней обнаружили, спросить хотел, что может означать лук со стрелами?
- Это символ власти. Лук указывает на то, что там захоронен правитель. А каждая стрела соответствует племени, которое этому правителю подчинялось. Есть возможность снимки сделать?
- Через пару дней привезу.
- Эти знаки использовались в доисламский период во всех регионах где проживали тюрки. У персов был изображен скипетр. Поищи может быть найдешь изображения с мечами и лошадьми. На могильных плитах полководцев рисовали мечи, а у простых воинов была изображена лошадь, иногда только голова лошади. Если сможем пригласить туда археологов из-за рубежа, неплохо было бы.
Ну да, думаю… Какой дурак-иностранец, которому это не принадлежит, станет лезть сюда под пули?
- Родина-мать или Анаис… - восклицает Ризван с видом нашедшего клад золотоискателя, наводя камеру на холм, где армяне поставили памятник какой-то бабе.
- Анаис. Древность. Смотри какая древность Памятник самой древней профессии поставили.

Взгляд из окопа
Подъехала машина, брыжущий энергией человек крикнул высунувшись из окна:
– Xoşunuza gəldimi? Дальше проехать не желаете?
- Если вы не против.
Ну вот и окопы. Последние километры контролируемой Азербайджаном части Нагорного Карабаха. Отсюда до села Куропаткино рукой подать, как на ладони. Оно раскинулось между двух опаленных пожарами гор, справа село Муганлы. Войдешь в Куропаткино – чуть дальше уже райцентр Ходжавенда (быв. арм. “мартуни”). Далее идет село Карадаглы, где армянскими бандформированиями были устроены этнические чистки. А уже оттуда – до Ханкенди (быв. арм. “степанакерт”) рукой подать.

- Ибад Гусейнов почти каждую неделю ходил в наше село Муганлы в разведку. Иногда пьем чай с вишневым вареньем, а он говорит “урожай с нашего сада собрал, с третьего дерева за домом”, – говорит наш собеседник.
- А скажите, как-то армяне новость пустили что якобы вы прямо на линии фронта офис представительства открыли, это была утка?
- Офис? Офис вооон за теми горами, не здесь. Но тоже Нагорый Карабах считается (смеется). Так что они были правы.


Эпилог, но не конец...
Перед выездом из Баку друзья и знакомые меня попросили привезти камень или еще какую-нибудь часть этой земли. Отсюда я увозил несколько небольших камней, кусочков Карабаха. И уверенность. В том, что рано или поздно мы всегда вернемся. Обязательно вернемся.


Оригинал сверстанной страницы с фотографиями здесь>>> (http://bozgurd.info/2011/03/27/%D0%BA%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%85%D0%B0-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE/)

Hajizade
28.03.2011, 18:22
На днях мне посчастливилось побывать в Нагороном Карабахе (на территории бывшего Мартунинского района НКАО).
Ныне это территория Ходжавендского района Азербайджана. Фактически это единственная часть бывшей НКАО, которую не сумела оккупировать Армения. Во время войны на этой территории шли ожесточенные бои, с азербайджанской стороны погибло около 300 человек, но армия отстояла эту стратегически важную территорию. Территория эта около 20 тыс. гектаров земля крайне плодородна, здесь по прежнему живут люди, занимаются хозяйством. В 1994 году Гейдар Алиев побывал на расположенных здесь позициях азербайджанских войск.
Напомню, что Ходжавендский район был образован в 1991 году на территории Гадрутского и Мартунинского района. Общая площадь района 1 458 кв. км.
На территории района близ села Салакетин на берегу реки Гуручай расположена Азыхская пещера, возраст которой достигает 1,5 млн. лет, а также крепость «Ртиш» на территории села Туг, относящаяся в 1 – 8 векам, крепость «Эргюнеш» на скалах горы Эргюнеш, мавзолей поэта, историка 19 века Мир Мехти Хазани, мавзолей Рзагулу бека вокруг местности села Дюдюкчу, относящийся к 18 веку, местность «Ашыглы Гоша», принадлежащая азербайджанскому народу (на территории села Ходжавенд), Албанский монумент в селе Беюк Таглар (1241 г.), монумент Гырмызы в селе Туг (10 век) и т.д. Все эти памятники находятся под оккупацией армянских вооруженных сил.
На территории этого района вблизи села Каракенд 20 ноября 1991 года был сбит вертолет, в котором находились члены правительства Азербайджана, а также наблюдатели из России и Казахстана.
В феврале 1992 года армянские боевики из отряда «Арамо» и «Арабо» при участии армянского террориста Монте Мелконяна устроили кровавую бойню в селе Карадаглы расположенном в Ходжавендском районе.
На этой территории находится историческое место «Наргизтепе» здесь расположено историческое кладбище, которое до наших дней фактически не исследовано.
Ниже можно ознакомится с фотографиями, сделанными мною на территории Ходжавендского района.
Вопреки желанию армян в Нагорном Карабахе гордо развивается азербайджанский флаг, живут азербайджанцы, а азербайджанская армия охраняет эти территории от армянскх вандалов.

http://farm6.static.flickr.com/5267/5568049244_a0f0698dce_z.jpg

http://farm6.static.flickr.com/5221/5567464635_317c2f9049_z.jpg

http://farm6.static.flickr.com/5225/5568049408_3a5b3a99fc_z.jpg

http://farm6.static.flickr.com/5140/5567464371_ae33d48deb_z.jpg

Еще фото (http://gulustan.ws/2011/03/карабахские-заметки-фото/)

prostak
28.03.2011, 23:43
На днях мне посчастливилось побывать в Нагороном Карабахе (на территории бывшего Мартунинского района НКАО)...

На территории района близ села Салакетин на берегу реки Гуручай расположена Азыхская пещера, возраст которой достигает 1,5 млн. лет...

Вот здесь (http://www.azeri.ws/karabakh/refugee.shtml), например, и здесь (http://www.ksam.org/index.php?mtype=news1&mid=121) указывается, что данная пещера расположена на территории Физулинского района.

А российские источники, например, вот этот (http://bse.sci-lib.com/article079682.html), относят ее к Гадрутскому району НКАО.

По-моему, верно первое.

Oğuz
29.03.2011, 10:22
Две темы об одной поездке? - Карабахский дневник Бозгурда (толерастам не лезть) (http://atc.az/forum/showthread.php?t=12175)

Обоим авторам огромное спасибо.

А не лучше ли объединить темы? Кстати, я с нетерпением жду продолжения. Пишите, пж, обо всем подробно, и как есть...

Благодарю!

Dismiss
29.03.2011, 11:34
БОЗГУРД, если ты не против, я объединю две темы об одной поездке:

http://www.atc.az/forum/showpost.php?p=391419&postcount=3

Hajizade
29.03.2011, 13:00
Вот здесь (http://www.azeri.ws/karabakh/refugee.shtml), например, и здесь (http://www.ksam.org/index.php?mtype=news1&mid=121) указывается, что данная пещера расположена на территории Физулинского района.

А российские источники, например, вот этот (http://bse.sci-lib.com/article079682.html), относят ее к Гадрутскому району НКАО.

По-моему, верно первое.

Mağara Azərbaycanın Xocavənd rayonu ərazisindədir. ( 1 (http://az.wikipedia.org/wiki/Azıx_mağarası))

Находится в Ходжавендском районе ( 2 (http://www.7chudes-az.ru/index.php?ind=chud_full&id=1))

Hajizade
29.03.2011, 13:02
Две темы об одной поездке? - Карабахский дневник Бозгурда (толерастам не лезть) (http://atc.az/forum/showthread.php?t=12175)

Обоим авторам огромное спасибо.

А не лучше ли объединить темы? Кстати, я с нетерпением жду продолжения. Пишите, пж, обо всем подробно, и как есть...

Благодарю!


Я не против, я просто не знаю как это технически сделать. Сегодня я опубликую интервью с Женей Зейналовой (Есоян)

Hajizade
29.03.2011, 17:03
Женя Есоян: Взрослое поколение лучше найдет между собой общий язык

http://gulustan.ws/wp-content/uploads/2011/03/02252-2661.jpg

Интервью жительницы поселка Ходжавенд Жени Михайловны (Есоян) Зейналовой. Женя Михайловна армянка по национальности во время конфликта не захотела расстаться с семьей и предпочла бежать вместе с азербайджанскими беженцами.

Напомню, что у Зейналовой уже брали интервью в прошлом году журналисты телеканала Euronews («НАГОРНЫЙ КАРАБАХ: В ЛАГЕРЕ БЕЖЕНЦЕВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ»).

24 марта с Зейналовой встретился и побеседовал азербайджанский журналист Ризван Гусейнов.


Представьтесь, пожалуйста


Зейналова Женя Михайловна родилась в 1937 году в селе Боюк Таги Гадрутского района. Вот уже 53 года замужем за азербайджанцем из села Салакетин.

Знаю вам грустно вспоминать, но все, же с чего начались эти события?


Знаете, хотя и мы жили по соседству с селом населенным армянами, они все делали скрытно, я тогда не понимала каковы их намерения, лишь потом я поняла, что они хотят. И тогда я испугалась, так как знала, что это дело добром не кончится.

В то время у обеих сторон был выбор, кто-то остался, кто-то уехал, а что вас побудило остаться на этой земле (в Азербайджане)


Люди нашего села, то есть азербайджанцы, были так уважительны, так учтивы, что бы ни произошло, я бы их не покинула.

Хочу задать вам еще один вопрос, связанный с любовными делами, когда вы выходили замуж за азербайджанца были ли у вас какие-то проблемы в связи с этим?


Нет что вы, никогда никаких проблем с этим не было.

Может быть, у вас есть, что сказать обеим сторонам и армянской и нашей, что бы вы хотели сказать?


Я хотела бы, что бы обе стороны нашли общий язык и померились.

Напоследок хочу спросить, можно ли вернуть прошлые времена, когда два народа жили в мире, что должно быть в основе мира?


Нужно быть дружными, я думаю, что взрослое поколение лучше найдет между собой общий язык.

Большое спасибо благодарю вас.

Источник (http://gulustan.ws/2011/03/женя-есоян-взрослое-поколение-лучше-н/)

БОЗГУРД
29.03.2011, 19:13
БОЗГУРД, если ты не против, я объединю две темы об одной поездке:

http://www.atc.az/forum/showpost.php?p=391419&postcount=3
Если так удобнее читать тем лучше

GUINNESS
30.03.2011, 03:53
мавзолей Рзагулу бека вокруг местности села Дюдюкчу, относящийся к 18 веку


В вашем очерке упомянуто это имя. Вы не знаете кто это?

Hajizade
30.03.2011, 17:57
В вашем очерке упомянуто это имя. Вы не знаете кто это?


Отсюда (http://azerbaijan.az/_Districts/_districts_r.html)

Hajizade
30.03.2011, 18:24
Будни Ходжавенда

Во время поездки в Карабах я побывал в поселке, построенном для беженцев из Ходжавендского района. Поселок построен на территории Бейлаганского района. Поселение это состоит из 450 домов. Здесь созданы все условия для нормальной жизни людей, построена школа, больница, детский сад, проведено электричество, и вода также есть телефонная связь.

Жители называют поселок «Ени Ходжавенд» что означает новый Ходжавенд, но все как один знают, что это их жилье временное, и они вернуться на свои исконные земли, которые в данный момент оккупированы Арменией.

В поселке также проживают беженцы из села Карадаглы, которым чудом удалось спасти от резни устроенной в селе армянскими вооруженными отрядами.


Мужское население поселка и стар и млад, готовы в любой момент взяться за оружие и вернуть свои земли военным путем.

Как они сами говорят «мы лишь ждем приказа главнокомандующего». В целом люди здесь живут нормально, дети учатся, взрослые заняты хозяйством.

Вы также можете ознакомиться, с фотографиями, сделанными мною в поселке.


http://farm6.static.flickr.com/5300/5573641349_882b34084f_z.jpg

http://farm6.static.flickr.com/5299/5573641215_f534c9c8c5_z.jpg

http://farm6.static.flickr.com/5297/5574228122_42aa8cb3d0_z.jpg

Еще фото (http://gulustan.ws/2011/03/будни-ходжавенда-фото/)

kinza
30.03.2011, 19:25
Странным образом архитектор выбрал краски для домов, как на площади Тяньаньмэнь в Пекине:yes:

Hajizade
30.03.2011, 22:21
oui:)

vintage
30.03.2011, 22:27
Странным образом архитектор выбрал краски для домов, как на площади Тяньаньмэнь в Пекине:yes:

За то весело.

Scarlett
30.03.2011, 22:39
Странным образом архитектор выбрал краски для домов, как на площади Тяньаньмэнь в Пекине:yes:

В деревнях любят красить дома этим цветом и называют этот цвет "шефтели чичейи" )))

GUINNESS
31.03.2011, 02:26
Отсюда (http://azerbaijan.az/_Districts/_districts_r.html)


спасибо. но можно по-подробнее - какой раздел?

QafqazWolf
31.03.2011, 11:13
Карабах не смотря на эти уродские войны до сих пор самое красивое место для меня в этой планете.

Hajizade
31.03.2011, 12:05
спасибо. но можно по-подробнее - какой раздел?

Выберите там, Ходжавендский район.

Ризван Гусейнов
31.03.2011, 12:32
Наш неизведанный Нагорный Карабах – ФОТО -Часть I (http://www.1news.az/analytics/20110330113012338.html)

Все началось с желания посетить административную часть НКАО, находящуюся под контролем азербайджанской стороны – Ходжавендский (бывший Мартунинский) район.

С этой, освобожденной от армянских оккупантов частью Ходжавендского района, связано столько страниц древней и новейшей истории азербайджанского народа, что каждая сопка или пригорок могут стать наглядным пособием для тех, кто хочет понять и поближе узнать Азербайджан.

К тому же нам в Нагорном Карабахе, в свете недавнего Отчета оценочной миссии ОБСЕ, в котором не приведены факты уничтожения древних азербайджанских памятников культуры и истории, представилась уникальная возможность опровергнуть это и запечатлеть на фото и видео результаты армянского вандализма.

Снятые нами фотоснимки и видеокадры могут быть использованы Азербайджаном на международной арене как неопровержимые факты продолжающегося вандализма с армянской стороны, которая постоянно совершает провокации с целью уничтожить исторические памятники, находящиеся в прифронтовой полосе.

В этой связи страшно представить, что делает армянская сторона с культурно-историческими памятниками на оккупированных азербайджанских землях.

С чего начинается Родина…

Однако я и представить не мог, что эти события могут быть сконцентрированы в Ходжавендском районе так близко, что увидеть все места, где произошли вышеуказанные события, можно невооруженным глазом из одной точки! Мы оказались в Нагорном Карабахе на уникальном участке Ходжавендского района площадью в 17 тыс. гектаров. Отмечу, что остальная часть района остается под армянской оккупацией. Здесь произошли драматические события периода Карабахской войны, борьбы с армянскими наемными отрядами.

Именно тут летом 1993 года в буквальном смысле был предрешен дальнейший ход всего армяно-азербайджанского конфликта, потерпел провал армянский план по дальнейшей оккупации Азербайджана на фоне анархии, творившейся в руководстве страны, оказавшейся на грани гражданской войны, остановленной лишь с приходом к власти Общенационального Лидера Азербайджана Гейдара Алиева.

Поселок Ходжавенд – боль и надежда

Приглашение посетить Нагорный Карабах поступило от братьев Гусейновых, которые в период Карабахского конфликта организовали оборону этого региона. Они стали костяком созданного затем отряда самообороны, который в 1988-1994 гг. успешно сдерживал натиск вражеских отрядов и нанес ощутимые удары по живой силе армянских наемных отрядов Монте Мелконяна, Арамо, Арабо и 366 мотострелкового полка Советской Армии.

Воспользовавшись приглашением, я с двумя коллегами отправился в Бейлаганский район, откуда предстоял дальнейший путь в Нагорный Карабах. Мы смогли побывать в недавно построенном поселке Ходжавенд, в открытии которого принимал участие сам Президент Ильхам Алиев.

В поселке мы встретились с вынужденными переселенцами из села Гарадаглы, подвергшегося геноциду 17 февраля 1992 года – за 10 дней до Ходжалы. Жители Гарадаглы рассказали о доселе малоизвестных фактах, участия отрядов армянских наемников и 366 МСП в захвате и уничтожении гражданского населения Гарадаглы и Ходжалы.

Следует отметить, что в поселке Ходжавенд для вынужденных переселенцев созданы все условия для жизни и деятельности, функционирует школа, клиника, детсад, Дом культуры и другие социальные объекты, оснащенные по последнему слову техники.

Въезд в Нагорный Карабах

Затем мы отправились в путь, в Нагорный Карабах, однако я и представить (к сожалению, не очень впечатлительный) не мог, что увиденное настолько удивит и обрадует меня. Проехав около 50 км, мы пересекли административную границу бывшего НКАО, где остановились и решили лицезреть открывшуюся нам чудную панораму. Кругом до горизонта простирались сопки и холмы, как узором покрытые свежей весенней травой. Глядя на этот ландшафт, мне стало ясно, откуда берутся бесподобные узоры карабахских ковров.

Эпос Деде Горгуд, Гараджа чобан и Наргизтепе

Далее наш путь был в сторону линии фронта, где у его кромки находится уникальный памятник средневековья - Наргизтепе. Здесь сохранились памятники периода энеолита, античного периода, раннего средневековья. В частности тут находится кладбище Наргизтепе, где похоронен Гараджа чабан (Гараджа чобан) – один из героев средневекового эпоса Деде Горгуд (Китаби Деде Горгуд, написанный в 7 веке). Местные жители считают себя потомками Гараджа чобана, который жил здесь приблизительно в 5-7 вв.

Могилы на кладбище Наргизтепе частично 2-2,5-тысячелетней давности, около половины могил относятся к 5-7 вв. и 11-15 вв. Есть также могилы афшаров, относящиеся к 17-18 вв. Большая часть могил - это захоронения огузов, живших здесь в течение многих веков, к тому же огромный размер могил, наводим на мысли о том, что в них похоронены гиганты ростом не менее 2,8-3 метров. То, что в основном могилы относятся к тюркским, а точнее огузским племенам, является неопровержимым доказательством ошибочности армянской и иранской концепции о том, что огузы появились в регионе не ранее 10-12 вв.

Мало того, что эпос Деде Горгуд, где собраны события раннего средневековья, доказывает ложность концепции пришлости огузов на эти земли, к тому же в Азербайджане, в частности вокруг Наргизтепе есть немало названий, упоминаемых в эпосе. Некоторые могильные камни (башдаши) особо привлекли наше внимание: на них изображен натянутый лук со стрелой и сверху несколько стрел, что является у тюркских народов символом власти и указывает на количество племен, находящихся в подчинении.

В эпосе Деде Горгуда упоминаются названия городов, крепостей, рек и озер сегодняшнего Азербайджана и близлежащих местностей, в том числе место где мы оказались: горный массив Гарачул являющийся родиной Гараджа чобана (часть горного массива Гарачул находится под конролем Азербайджана, а высотки под армянской оккупацией). В частности в эпосе также указаны Гянджа, Барда, Дербент, крепость Алынджа, озеро Гейча (ныне Севан на территории Армении). Также вокруг Наргизтепе есть несколько топонимов, относящихся к эпосу. Есть высотка Гараджа чобантепе, высотка Беюк ох (Большая стрела), изображения, которых мы видели на некоторых надгробиях кладбища Наргизтепе.

Фактически захоронения и остатки древней культуры Наргизтепе являются в прямом смысле хранилищем фактов по древней истории Азербайджана. Учитывая важность и удручающее состояние памятников Наргизтепе было бы своевременным организовать сюда научно-археологическую экспедицию, и мы надеемся, что соответствующие научные ведомства проявят интерес к этому, тем более что здесь работы непочатый край.

Армянский вандализм

В период Карабахской войны кладбище и окрестности Наргизтепе стало ареной кровопролитных сражений, армянская сторона прилагала все усилия для того, чтобы захватить и разрушить эти памятники.

Дело в том, что армянская сторона прекрасно знает о культурно-исторической ценности Наргизтепе и считает его «угрозой» своей «древнеармянской» концепции о Карабахе. Здесь, прямо на кладбище Наргизтепе шли бои, это место много раз переходило из рук в руки и тут полегло немало военных с обеих сторон.

Но самоотверженность азербайджанских бойцов, позволила выстоять и сохранить этот важнейший памятник нашей культуры и истории, который, тем не менее, сильно пострадал в результате боев и армянского вандализма. Многие из надгробных плит перевернуты, раздроблены и изрешечены пулями. Буквально в нескольких сотнях метров от Наргизтепе проходит линия фронта и расположены армянские позиции.

К тому же в июне 2006 года в результате учиненного армянской стороной поджога на прифронтовой полосе, огонь перекинулся на кладбище Наргизтепе где пострадали многие могилы и надгробия. Надгробные камни могилы Гараджа Чобана при пожаре раздробились от высокой температуры. То есть и поныне армянская сторона делает все, чтобы стереть с лица земли доказательства автохтонности тюркских народов в Карабахе…

Продолжение следует

ФОТОСНИМКИ высокого качества (Автор: Али Гаджизаде) (http://fotki.yandex.ru/users/rizer001/album/119038/)

Larasha
31.03.2011, 14:17
Женя Есоян: Взрослое поколение лучше найдет между собой общий язык

http://gulustan.ws/wp-content/uploads/2011/03/02252-2661.jpg

Интервью жительницы поселка Ходжавенд Жени Михайловны (Есоян) Зейналовой. Женя Михайловна, армянка по национальности , во время конфликта не захотела расстаться с семьей и предпочла бежать вместе с азербайджанскими беженцами.

Напомню, что у Зейналовой уже брали интервью в прошлом году журналисты телеканала Euronews («НАГОРНЫЙ КАРАБАХ: В ЛАГЕРЕ БЕЖЕНЦЕВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ»).

24 марта с Зейналовой встретился и побеседовал азербайджанский журналист Ризван Гусейнов.


Представьтесь, пожалуйста.


Зейналова Женя Михайловна , родилась в 1937 году в селе Боюк Таги Гадрутского района. Вот уже 53 года замужем за азербайджанцем из села Салакетин.

Знаю вам грустно вспоминать, но все,(запятая не тут) же, с чего начались эти события?


Знаете, хотя и мы (мы и )жили по соседству с селом населенным армянами, они все делали скрытно, я тогда не понимала каковы их намерения, лишь потом я поняла, что они хотят. И тогда я испугалась, так как знала, что это дело добром не кончится.

В то время у обеих сторон был выбор, кто-то остался, кто-то уехал, а что вас побудило остаться на этой земле (в Азербайджане) ?


Люди нашего села, то есть азербайджанцы, были так уважительны, так учтивы, что бы ни произошло, я бы их не покинула.

Хочу задать вам еще один вопрос, связанный с любовными делами, когда вы выходили замуж за азербайджанца, были ли у вас какие-то проблемы в связи с этим?


Нет что вы, никогда никаких проблем с этим не было.

Может быть, у вас есть, что сказать обеим сторонам , и армянской , и нашей, что бы вы хотели сказать?


Я хотела бы, что бы обе стороны нашли общий язык и померились (помИрились).

Напоследок хочу спросить, можно ли вернуть прошлые времена, когда два народа жили в мире, что должно быть в основе мира?


Нужно быть дружными, я думаю, что взрослое поколение лучше найдет между собой общий язык.

Большое спасибо, благодарю вас.

Источник (http://gulustan.ws/2011/03/женя-есоян-взрослое-поколение-лучше-н/)
Это так, навскидку пробежалась. Без обид, ладно?

GUINNESS
01.04.2011, 17:30
Это так, навскидку пробежалась. Без обид, ладно?

Ну если уж взялись редактировать...



"Может быть, у вас есть, что сказать обеим сторонам - и армянской, и нашей, - что бы вы хотели сказать?"