PDA

Просмотр полной версии : Военная доктрина Азербайджана


vintage
04.06.2010, 16:52
В проекте Военной доктрины Азербайджана отмечается, что при необходимости страна сохраняет за собой право на дислокацию иностранных военных баз на своей территории. Об этом заявил Член Комитета по обороне и безопасности парламента Азербайджана Захид Орудж.
По его словам, после принятия доктрины появится законодательная возможность для размещения иностранных военных баз на территории Азербайджана. Документ уже одобрен в комитете и рекомендован к рассмотрению на пленарном заседании парламента 8 июня, сообщил азербайджанский парламентарий.
Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, высшее руководство Турции недавно выступило с заявлением о том, что несет ответственность за безопасность Нахичеванской Автономной Республики Азербайджана, считая, что она подвергается угрозе со стороны Армении. Эксперты не исключают, что в будущем Турция может дислоцировать там военную базу.
Вместе с тем, в Азербайджане находится Габалинская РЛС, на сегодняшний день фактически являющаяся российской военной базой. Судьба станции пока не определена, однако она может быть встроена в глобальную систему ПРО и служить также для нужд США.
На днях газета The New York Times сообщила, что в США подписан документ, включающий план создания секретных военных баз в Грузии, Турции, Азербайджане и Узбекистане. «Администрация Обамы поначалу запретила расширение нетрадиционных военных действий в странах, где формально США не имеет своих баз. Но политическая ситуация и растущая угроза терроризма заставили Обаму прислушаться к советам своих помощников и изменить первоначальное решение», — сообщает источник.

Подробнее: http://news.mail.ru/politics/3919952/ (http://news.mail.ru/politics/3919952/)

Dismiss
10.06.2010, 01:30
ТЕКСТ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

(http://atc.az/index.php?do=cat&category=droma) http://atc.az/templates/Default/images/spacer.gif

http://news.bakililar.az/photo/fl_az.jpg
Принятая 8 июня Милли Меджлисом военная доктрина Азербайджана содержит семь основных положений и 75 пунктов.

Первое положение доктрины содержит общую информацию о понятии военной доктрины, ее назначении и законодательной базе, определяет цели, систему и направления обеспечения безопасности.

Второе положение доктрины содержит информацию о глобальной безопасности и национальной безопасности страны.

Концепция национальной безопасности отражает современные тенденции реальных и потенциальных угроз, в том числе спектр угроз безопасности и рисков в военной сфере, их предупреждение, нейтрализацию и ликвидацию последствий посредством государственных и местных органов самоуправления, Вооруженных Сил и других воинских соединений.

В этом положении отражены такие результаты влияния угроз на глобальную безопасность, как терроризм, финансово-экономический кризис, нищета, социально-экономическое неравенство, незаконная религиозная деятельность, организованная преступность, оружие массового поражения, включая созданное на основе нанотехнологий, а также биологическое оружие, стихийные бедствия, смертельные болезни.

Кроме того, во втором положении нашли отражение борьба за экономические ресурсы, торговые и транспортно-коммуникационные связи между Европой и Азией, разработка нефтегазовых месторождений в азербайджанском секторе Каспия.

В качестве факторов, влияющих на национальную безопасность страны, указаны:

1. Нестабильность геополитической ситуации под влиянием политических, военных, экономических и социальных негативных факторов;
2. Наличие неразрешенных конфликтов военно-политического характера, в том числе носящих характер сепаратизма;
3. Увеличение негативного влияния региональных конфликтов на экономические интересы, в том числе подвергание опасности энергетической и транспортной инфраструктуры стран региона.

В положении отмечается, что основными факторами, негативно влияющими на национальную безопасность Азербайджанской Республики, являются осуществленная армянской стороной политика этнических чисток и разрушение социально-экономической инфраструктуры в населенных азербайджанцами районах Армении и на оккупированных территориях Азербайджана, а также продолжающая оккупация азербайджанских земель.

В результате продолжающейся оккупации захваченные Арменией территории Азербайджана остаются вне любых форм международного контроля. В результате на этих территориях:

- сконцентрирована военная техника и оружие, неучтенные и неконтролируемые Договором об обычных вооружениях в Европе 1990 года и Венским документом о мерах укрепления доверия и безопасности 1999 года
- не работают национальные и международные механизмы по обеспечению прав и защиты человека;
- наблюдается торговля людьми, незаконное изготовление и оборот наркотиков и психотропных веществ, созданы транзитные маршруты по торговле оружием;
- сформированы неконтролируемые незаконные базы вооруженных объединений и террористов;
- ведется незаконное заселение;
- ведется разграбление природных ресурсов, уничтожение редких видов флоры и фауны, наносится серьезный урон окружающей среде;
- на исторически населенных азербайджанцами территориях Армении и на оккупированных со стороны Армении территориях Азербайджана уничтожаются и разграбляются представляющие культурную ценность памятники, являющиеся составной частью общемирового исторического и культурного наследия.

Согласно доктрине, факт оккупации Арменией азербайджанских территорий, на которых временно отсутствует контроль со стороны органов власти Азербайджанской Республики, представляет опасность не только национальной безопасности Азербайджана, но и оказывает серьезное воздействие на региональную безопасность.
Отмечается также, что на территории Азербайджана продолжаются попытки разжигания сепаратистских настроений различными силами.

Третье положение обобщает внешние и внутренние угрозы военной безопасности страны.

К внешним угрозам относятся: оккупация Арменией территорий Азербайджана, военное вмешательство извне во внутренние дела Азербайджана, претензии соседних государств к Азербайджану, подготовка террористов и создание незаконных вооруженных групп на азербайджанских территориях, региональные и межгосударственные конфликты и другие формы военно-политической нестабильности в соседних странах, расположение вблизи государственных границ Азербайджана и территориальных вод военных баз, нарушение государственной границы вооруженными формированиями.

К внутренним угрозам относятся: нарушающие внутреннюю стабильность и территориальную целостность деятельность террористических, религиозно-экстремистских и сепаратистских группировок, нарушения конституции, развал структур органов власти и управления, создание незаконных бандформирований, незаконный оборот и хранение оружия, организованная преступность, вооруженные нападения на государственные, коммуникационные и информационные объекты военного значения.

Другие угрозы- это стихийные бедствия, техногенные катаклизмы, массовая нелегальная миграция, оборот радиоактивных, химических и биологических материалов.

Четвертое положение военной доктрины содержит информацию об оборонной политике Азербайджана.

В пятом положении содержатся военно-стратегические основы военной безопасности страны.

Шестое положение содержит обязанности Вооруженных сил и других вооруженных формирований. В седьмом, заключительном, положении подведены итоги.

Здесь описаны основные формы и методы борьбы с реальными и предотвращения потенциальных угроз национальной и военной безопасности страны, а также устранения их последствий.

В документе подчеркивается, что Азербайджан должен проводить оборонную политику с соблюдением норм и принципов международного права, осуществлять равноправное партнерство в международных отношениях, предусматривается разрешение конфликтов мирным путем, также указывается, что Азербайджан обязуется руководствоваться нормами международного права для воздействия на агрессора и не инициировать военные действия за исключением случаев развязывания их со стороны другого государства.

В седьмом положении подчеркивается, что следует довести до нужного уровня военные подразделения для усиления стратегического давления на оккупанта, в случае необходимости, применения силы для урегулирования конфликта, имеющегося с Республикой Армения в краткие сроки и с минимальными потерями для Азербайджанской Республики.

Военная доктрина Азербайджана также не допускает размещения на территории страны зарубежных военных баз.

Однако Азербайджан оставляет за собой право допустить временное иностранное военное присутствие, если того потребуют национальные интересы.

Кроме того, в доктрине также затронуто участие Азербайджана в международных миротворческих операциях.

09 июня 2010 года

http://atc.az/index.php?newsid=1516

Dismiss
29.07.2010, 14:43
Российский эксперт: "Военная доктрина Азербайджана может вынудить армянскую сторону к определенным подвижкам позиции" (http://www.day.az/news/politics/215369.html)

10:30, 23 июня, 2010


http://img.dayazcdn.net/160x120c/politika/09/1/konstantin_krylov_01.jpg
Интервью Day.Az с главным редактором Агентства политических новостей России Константином Крыловым.


- В начале июля регион Южного Кавказа посетит госсекретарь США Хиллари Клинтон. Чего стоит ожидать от ее визита в свете активности Штатов, наблюдающейся в отношении Азербайджана в последнее время?

- Скорее всего, активность в отношении Азербайджана связана с возрастающей активностью на иранском направлении. Недавнее принятие беспрецедентно жестких санкций против Ирана означает, что Вашингтон, если и отказался, по крайней мере пока, от военной атаки на Иран, то лишь затем, чтобы ослабить эту страну иными методами.

В подобных случаях, когда какая-то страна оказалась в поле неблагосклонного внимания Америки, все ее соседи автоматически попадают в поле внимания заинтересованного. Поскольку же в иранской ситуации позиция Азербайджана критически важна, можно ожидать, как говорится, авансов. Другое дело, что авансы Вашингтона, как и любого другого сильного игрока, совершенно не гарантируют реальных преференций.

- Можно ли, по-вашему, в результате такой активности и, в частности после визита в регион Хиллари Клинтон, ожидать каких-то ощутимых подвижек в урегулировании карабахского конфликта?

- Иногда полезно уточнять смысл слов, особенно в тех случаях, когда он зависит от того, кто их произносит. Урегулирование карабахского конфликта в устах азербайджанского политика означает возвращение утраченных территорий. В устах политика армянского те же слова означают признание Азербайджаном независимости Карабаха. Что касается политика американского, то слово "урегулирование" для него означает не результат, а процесс. Образцовый пример подобного урегулирования – ближневосточное. Это очень сложный, затратный, отвлекающий много сил и времени путь в никуда, потому что позиции сторон не меняются и они непримиримы.

Грубо говоря, если два человека стоят на бревне, упершись и толкая друг друга, то американское предложение обычно состоит в том, чтобы продать сторонам комфортабельный мост, на котором удобно стоять – в обмен на некоторые политико-экономические преференции с обеих сторон. При этом стоит признать, что предлагаемые американцами мостики и в самом деле удобны. Если уж конфликт нельзя завершить или даже отложить без потери лица одной из сторон, имеет смысл вести его в комфортных условиях. К тому же с течением времени что-то меняется самим ходом вещей.

Сказанное касается, в частности, Мадридских принципов урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Грубо говоря, они предполагают возврат районов вокруг Нагорного Карабаха в обмен на коридор с Арменией и обещание переходного статуса, который в некоем будущем будет окончательно определен путем референдума, условия проведения которого неясны.

- Недавно парламент Азербайджана принял Военную доктрину страны, которая в том числе подразумевает освобождение оккупированных земель силовым путем. Как, по-вашему, означает ли этот факт, что мы стали на шаг ближе к военному решению конфликта?

- Азербайджан сегодня сильно изменился. Это уже не Азербайджан образца 1993 года, это совсем другая страна. Это бурно растущее государство, как экономически, так и демографически. Страна, наливающаяся силой, что, разумеется, вызывает естественное желание реванша.

С другой стороны, все нынешние достижения Азербайджана могут оказаться обнуленными в связи с войной, чем бы она ни закончилась. Цена, которую придется заплатить Азербайджану за военную победу, неприемлемо высока.

Однако в качестве орудия дипломатического и медийного давления на Армению Военная доктрина Азербайджана может сыграть важную роль и вынудить армянскую сторону к определенным подвижкам позиции.

- Может ли активизация российско-турецких отношений, наблюдаемая в последнее время, оказать существенное влияние на подвижки в карабахском конфликте?

- Говорить о каком-то принципиальном прорыве в российско-турецких отношениях пока рано. Эти отношения достаточно устойчивы по стилю: ни в коем случае не плохие (слишком велик взаимный интерес, прежде всего, экономический), но и близкими их назвать трудно (слишком велики различия, а также традиционные внешние связи).

Что касается возможного влияния российско-турецких отношений на развитие событий вокруг карабахского урегулирования, то оно может быть разным. Все зависит от того, на какие-то уступки в карабахском вопросе может пойти как Турция, так и Россия в обмен на что-то другое. И вряд ли эти уступки – в обоих случаях – будут значительными.

- Как бы вы прокомментировали сообщения армянских СМИ о том, что в ходе своего предстоящего визита в Ереван президент РФ якобы представит конкретный план по урегулированию конфликта, на начальном этапе которого Армения возвращает три оккупированных района? Вы верите в существование подобного плана?

- Судя по всему, речь идет все о тех же Мадридских принципах, возможно, в новой редакции. Принято это может быть только под очень большим давлением, и отнюдь не российским. В ином случае можно ожидать еще одного этапа все того же хождения по кругу.

Dismiss
29.07.2010, 14:46
Военная доктрина Азербайджана, в отличие от других стран, отличается сбалансированностью – Рауф Раджабов (http://xronika.az/azerbaijan-news/12187-voennaya-doktrina-azerbajdzhana-v-otlichie-ot.html)


9 июня 2010
Эксклюзивное интервью Новости-Азербайджан с политическим аналитиком, главным редактором Информационно-аналитического агентства «3rd View» Рауфом Раджабовым:

- Как Вы оцениваете принятую Военную доктрину (ВД) Азербайджана?

- Разработка ВД Азербайджанской Республики (АР) растянулась на целых восемь лет. За это время в регионе и вокруг него происходили интересные события. Отсутствие же ВД все это время приводило к некоторым перегибам в реформировании Вооруженных сил (ВС) АР. На сегодняшний день, к сожалению, по объективным причинам лишь некоторые натовские стандарты были необратимо утверждены в ВС, а другие были отложены военными чиновниками. Поэтому основная часть военнослужащих служат по натовским стандартам, а малая часть по изжившим советским. Принятие же ВД конституционно узаконит реализацию всех тех соглашений, которые подписывает АР. Уже ни один военный чиновник не посмеет выбирать, что ему кажется первостепенным, а что второстепенным, ссылаясь на отечественный менталитет, традиции и обычаи. Чиновник уже будет просто обязан выполнять все положения ВД.
ВД также предусматривает оснащение азербайджанской армии современными видами вооружений и боевой техники. Это означает применение военных разработок пятого и шестого поколений. Следовательно, нельзя приобретать морально устаревшую технику, даже не относящуюся ко второму или третьему поколениям. Тем более, в АР динамично развивается отечественный военно-промышленный комплекс и ВД должна учитывать долгосрочные приоритеты отечественного ВПК.
По объективным причинам, военная организация не может сама себя реформировать. Примером служит армия США. После поражения во Вьетнаме в течение 15 лет с 1973 по 1988 год в США шло реформирование ВС, которое осуществлялось гражданским институтом, подчинявшимся не Пентагону, а напрямую Белому Дому.
Безусловно, для реформирования ВС АР, помимо ВД, необходимо наличие гражданского института, способного завершить начатую реформу и осуществлять гражданский контроль. Это же поможет раз и навсегда решить проблему нечистоплотности некоторых военных чиновников.

- Насколько возможно размещение иностранных военных баз на территории АР, принимая во внимание тот факт, что Конституция это запрещает?

- Размещение иностранных военных баз на территории АР запрещает и принятая ВД. Но в случае угрозы азербайджанской государственности, выживания самого государства возможно размещение иностранных войск. Тем более что это допускается и международным правом, так как АР является внеблоковым государством, не входящим ни в НАТО, ни в ОДКБ. Таким образом, ВД позволяет АР в исключительных случаях обращаться за военной помощью к своим стратегическим партнерам: Турции, США, Россия, ЕС, НАТО.

- Почему в ВД АР, в отличие от других стран, нет конкретного указания врагов?

- Это говорит о том, что ВД АР отличается своей сбалансированностью. Так, в ВД наших соседей по Южному Кавказу есть положения, создающие больше угроз и неясностей. В нашей доктрине нет элемента противостояния, позиционирования, так как не указаны враги, и это правильно. У нас в ВД нет положения о том, что безопасность государства начинается на территории соседнего государства, как в ВД Армении. В ВД Грузии обозначены враги, а в ВД России есть положение о нанесении упреждающего ядерного удара. У нас всего этого нет.

Dismiss
29.07.2010, 14:47
Военная доктрина – некоторое предупреждение Азербайджана для армянской стороны (http://www.inosmi.ru/caucasus/20100618/160692692.html)

Интервью Day.Az с доктором исторических наук, профессором, председателем Центра средиземноморско-черноморских проблем Института Европы РАН, российским политологом Аллой Язьковой.

- С чем, по-вашему, связана наблюдаемая в последнее время активность США в отношении Азербайджана?

- Что касается Штатов, то я хотела бы сказать, что такая активность очевидна. На протяжении примерно полугода интерес Штатов к региону в целом немного ослаб. Но не потому, что регион потерял интерес для Америки, а потому что у Штатов было много других проблем – Афганистан, Ирак, Иран и т.д. Мало того, США и в целом Евроатлантический мир, который имеет на Южном Кавказе и, в первую очередь, в Азербайджане, внушительные инвестиции, вряд ли позволит пустить эти деньги по каспийским ветрам.

Вдобавок, начиная с конца апреля, как мы знаем, Цюрихские протоколы были отложены в долгий ящик, что сильно взволновало США, да и не только их.

Далее. Так называемые «парламентские» «выборы» в «НКР», естественно, негативно были восприняты в Баку. Жесткая реакция Азербайджана в отношении выборов и тех наблюдателей, которые там были… За всем этим в Штатах тщательно следили.

Также последовало оперативное и очень четкое заявление МИД РФ, в котором было сказано, что Россия признает территориальную целостность Азербайджана и считает необходимым разрешение проблемы, желательно не прибегая к силовым методам.

Наконец, резолюция Европарламента под номером 2216 по поводу освобождения оккупированных районов Азербайджана тоже не осталась незамеченной. И домыслы о том, что Азербайджан ее «подготовил», не выдерживают никакой критики, так как резолюция была принята практически единогласно. И стало понятно, что не только США или Россия, но и Евросоюз четко определил свою позицию по нагорно-карабахскому конфликту.

Не стоит забывать и о том, что в Азербайджане шла активная подготовка Военной доктрины, которая, как известно, была принята парламентом несколько дней назад. Этот факт тоже не мог не вызвать интереса у США.

То есть, череда всех этих событий за короткий промежуток времени побудила Штаты к определенным действиям в отношении региона, в частности, Азербайджана.

- Есть мнение, что американцев больше всего беспокоит очень сильное сближение Москвы и Анкары, а также Москвы и Баку, чем и вызвана их активность и повышенный интерес к региону…

- Не обязательно. Отношения России и Турции не вчера активизировались. Товарооборот между странами, Черное море и т.д., то есть на лицо целый комплекс вопросов, по которым Москва и Анкара начали сближаться очень давно. Что касается отношений Москвы и Баку, то они тоже имеют место быть. И Москва сейчас - очень активный игрок на Южном Кавказе.

- Может ли, по-вашему, военная доктрина, которую недавно принял парламент Азербайджана, увеличить вероятность решения нагорно-карабахского конфликта силовым путем?

- Каждое государство имеет право принять подобную доктрину. Каждое государство имеет полное право защищать себя и свою территорию. Военная доктрина – некоторое предупреждение Азербайджана для конфликтующей стороны… И считаю, что решение конфликта необходимо. Однако необходимо при этом избежать силового решения.

- Армянские СМИ распространили информацию, согласно которой в ходе визита в Ереван президент РФ Дмитрий Медведев повезет своему коллеге конкретный план урегулирования карабахского конфликта, первый этап которого предусматривает возвращение трех оккупированных азербайджанских районов. Что вы думаете по этому поводу?

- Проблема освобождения оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха стоит уже очень давно. Они должны быть освобождены. Очередность их освобождения должна при этом определяться Азербайджаном и Арменией. Дмитрий Медведев, зная позицию обеих сторон, может, конечно, что-то предложить. Однако считаю, что на сегодня посредников вокруг нагорно-карабахского конфликта достаточно много. И проблема может быть решена, в первую очередь, на основе прямых переговоров двух конфликтующих сторон.