PDA

Просмотр полной версии : Шах Исмаил Хатаи.."завещание своим потомкам"..


durust
11.02.2010, 00:40
Я очень старался. Возмужав, я приложил много усилий к тому, чтобы не было войны. Но не получилось. В моей написанной для Cултана Селима газели я описал характеры окружающих меня людей, которые за моей спиной плетут интриги, а в лицо — льстиво улыбаются. Я знал, что вокруг меня никого нет, пустота. Мой дядька, Леле Гусейн-бек постарел. Мать и братья давно умерли, большинство приближенных, преданных мне воинов уже состарились, мечи выпали из когда-то могучих рук… В то время, как я к войне совершенно не был готов, те, кто окружали меня, старались стравить меня с соседями, особенно с Султаном Селимом, направляли ему от моего имени оскорбительные письма и «подарки».

А за день до той роковой Чалдыранской битвы, которую я считаю самой трагической за всю мою жизнь, я видел сон. Снилось мне, что я в горах преследую марала. Но, когда я почти догнал его, марал скрылся в какой-то пещере. Следом за ним сунулся в эту пещеру и я. В страхе остановился. В пещере сидит семиглавый дракон, и из каждой пасти, клянусь моим предком Мухаммедом, исторгается адское пламя. И всякий раз, как чудовище делает выдох — меня опаляет пламенем, а при вдохе затягивает внутрь, прямо в пасть, ей-богу.

Затянуло меня стотысячное войско Селима. Здорово затянуло! Не успел я проснуться и рассказать свой сон, приближенные тут же начали советовать: «Давайте встретим Селима в пути, нападем на него внезапно, ночью». Но это было неприемлемо для моего достоинства, и я ответил: «Я не разбойник, грабящий караваны. Мужчина должен по-мужски встретить врага на поле боя, один на один». Его войско действительно намного превосходило мое по численности… Почему я не доверился мудрому перу эренов, устами Ибрагима передавшему мне известие и о численности войска Селима, и о его вооружении. Не прислушался я, окружающие не дали прислушаться: это неправда, сказали они, не бывает такого войска, они втравили меня в такую войну, которая навсегда запятнала мое имя.

Вот это и было моей первой ошибкой. Мы встретились. Снова стали мне советовать: давайте помешаем установить орудия, нападем на врага, пока он еще не успел подготовиться к битве. И снова я не позволил. «Пусть подготовятся, — сказал, — Я вышел воевать в открытую». Я сам дал врагу возможность возвести железную крепость перед моими несчастными кази. Я не струсил, не схитрил, не применил уловок в битве. И вот это было моей второй ошибкой! Хатаи допускал непрерывные ошибки… В той битве, длившейся три дня, я потерял таких храбрецов-кази, каждый из которых сравнится мужеством с молодым львом…

Самый тяжелый мой грех — то, что я разрешил остаться в Чалдыране Бахрузе-ханым и матери моего наследника Тахмаса Мирзы Таджлы-ханым. Обе они сражались в мужском одеянии. Обеих их, оказывается, позвали битвы во имя славы Родины. Мою Бахрузу взяли в плен, и потом, несмотря на все мои просьбы, Селим так и не вернул ее. Отдал невольницей какому-то придворному поэту. Это было для меня хуже смерти. Моя Таджлы! А моя храбрая Таджлы освободилась, сняв с себя и отдав Месих-беку все свои драгоценности. Ровно три дня, помимо надимов, от меня не отступали три молодых человека. Один из них охранял меня справа, другой — слева, а третий — сзади. Позади меня сражался дервиш Ибрагим! Прекрасным своим голосом он пел то мои нефесы, то свои гошмы, вселял мужество в моих храбрых кази. Когда он, залитый кровью, упал к копытам моего коня, я счел, что обрушилась прикрывавшая меня гора, спина моя осталась открытой. Я не знал, кто это, скрыв лицо под вуалью, сражается справа и слева от меня, считал, что преданные воины. Только когда они упали, пронзенные стрелами, я узнал несчастных. Одной была искусная танцовщица, красавица Айтекин, причину огромной ненависти ко мне которой я так никогда и не узнал, другой была воинственная женщина, бакинка, жена Гази-бека — Султаным-ханым. И их тоже призвала на поле боя Родина. Перед телами этих двух женщин я преклонил колени. Потом я узнал, что даже мой враг Султан Селим велел похоронить их, как подобает хоронить героев. Я был бы счастлив, если бы мои пять дочерей — Ханыш, Перихан-ханым, Мехинбану Султаным, Фирангиз-ханым, Шах Зейнаб-ханым, мои сыновья Невваб Кямьяб, Тахмас Мирза, Сам Мирза, Бахрам Мирза обладали таким же мужеством, как Айтекин и Бибиханым-Султаным, с такой же силой любили бы свой родной край, родной народ.

Вот уже четырнадцать лет минуло после Чалдыранской битвы. И ни разу никто с тех пор не видел улыбки на моем лице, навсегда легла на него тень печали. Потому что это я, я сам, воодушевленный своими победами и завоеваниями, уверовав в свою непобедимость, выступил с меньшим по численности войском и допустил ошибки, обрекшие меня на вечные муки. Я доживаю последние дни моей жизни, дорогие мои потомки! За свою короткую, отпущенную мне богом жизнь я сделал для вас все, что мог. Я старался силой меча объединить наш истерзанный на куски край — вот к чему были направлены все мои завоевания.

Горсть родной земли считал я дороже горсти золота, одно коротенькое слово на нашем языке — выше меры драгоценностей. Во имя вечной жизни обоих — Родины и родного языка — я сделал все, что смог. Не поминайте меня проклятьями! Умножьте все то хорошее, что я начинал! Не повторяйте моих ошибок!.. Таково мое завещание. И еще я оставляю вам стихи. Если они доставят вам удовольствие, будет спокоен мой мятежный дух, я обрету в могиле покой. Три залога оставили нам мудрые предки, и я завещаю их вам: наш язык, нашу честь и нашу Родину — берегите же их как зеницу ока!

Placebo
11.02.2010, 00:48
Он был жестоким человеком... человеком ли?!

durust
11.02.2010, 01:03
Он Основатель Самого Большого Азербайджанского государства.

Placebo
11.02.2010, 01:09
Он Основатель Самого Большого Азербайджанского государства.
Да хоть Китайского государтва... это не умиляет его жестокости и лицемерия.

Ziyadli
11.02.2010, 01:37
Он был жестоким человеком... человеком ли?!
" Во имя вечной жизни обоих — Родины и родного языка — я сделал все, что смог. Не поминайте меня проклятьями! Умножьте все то хорошее, что я начинал! Не повторяйте моих ошибок!.. Таково мое завещание. "


Дюрюст, как я понял это отрывок из книги ... азербайджанской писательницы (забыл и имя писательницы, и название книги). Это не слова самого Исмаила.

Mete
11.02.2010, 02:04
" Во имя вечной жизни обоих — Родины и родного языка — я сделал все, что смог. Не поминайте меня проклятьями! Умножьте все то хорошее, что я начинал! Не повторяйте моих ошибок!.. Таково мое завещание. "


Дюрюст, как я понял это отрывок из книги ... азербайджанской писательницы (забыл и имя писательницы, и название книги). Это не слова самого Исмаила.

Так ето из книги...а я подумал как ето может быть,рядом с шахом рубятся одни женшины и дервиши.Сказка.В раздел литературы.

Prater
11.02.2010, 03:11
Исмаил. Так и не дана была оценка, тому что он делал. Основатель азербайджанского государства? Или человек возродивший Персию, кровью тюрок.
Тот с кого пошел азербайджанский этнос? Или тот кто разделил единый тюркский народ на две части.

Сложный вопрос.

Хикмет Гаджи-заде
11.02.2010, 04:38
Я очень старался. Возмужав, я приложил много усилий к тому, чтобы не было войны.

Таково мое завещание. И еще я оставляю вам стихи. Если они доставят вам удовольствие, будет спокоен мой мятежный дух, я обрету в могиле покой. Три залога оставили нам мудрые предки, и я завещаю их вам: наш язык, нашу честь и нашу Родину — берегите же их как зеницу ока!

Откуда этот текст?

это же не Шах Исмаил

если не ошибаюсь - это отрывок из романа современной азербайджанской писательницы - забыл имя.

Знатоки, выручайте.

Molla Nəsrəddin
11.02.2010, 13:45
Да хоть Китайского государтва... это не умиляет его жестокости и лицемерия.

Для Вас он может изверг, лицемер и недочеловек, а для меня например, он мой Шах и шейх.

Пожалуйста, держите себя в руках.

Ziyadli
11.02.2010, 14:26
Для Вас он может изверг, лицемер и недочеловек, а для меня например, он мой Шах и шейх.

А я думал, он умер. Оказывается все еще и шах, и шейх...вау

Molla Nəsrəddin
11.02.2010, 14:56
А я думал, он умер. Оказывается все еще и шах, и шейх...вау

Так и я, давным-давно умер.

ZSJ
11.02.2010, 15:24
Так и я, давным-давно умер.

Молла кстати шахов не очень жаловал кажись, подкалывал Тимура постоянно

Хикмет Гаджи-заде
11.02.2010, 15:27
Молла кстати шахов не очень жаловал кажись, подкалывал Тимура постоянно

А это, кстати, очень демократичное замечание

Вообще-то. Молла Насреддин был первым азербайджанским либерал-демократом!

:3dflagsdotcom_azerb

Хикмет Гаджи-заде
11.02.2010, 15:28
Так ето из книги...а я подумал как ето может быть,рядом с шахом рубятся одни женшины и дервиши.Сказка.В раздел литературы.

Вспомнил

это в своей книге написала - Азиза Джафарзаде

(название книги забыл)

Ziyadli
11.02.2010, 15:41
Так и я, давным-давно умер.
Аллах икинизе де рехмет элесин

Ziyadli
11.02.2010, 15:42
Вспомнил

это в своей книге написала - Азиза Джафарзаде

(название книги забыл) Точно. Азиза Джафарзаде.

Molla Nəsrəddin
11.02.2010, 15:46
Молла кстати шахов не очень жаловал кажись, подкалывал Тимура постоянно

Будь Тимур шахом, я бы его не подкалывал. А он был всего лишь эмир.

Molla Nəsrəddin
11.02.2010, 15:51
Аллах икинизе де рехмет элесин

Edib!

ZSJ
11.02.2010, 17:52
Будь Тимур шахом, я бы его не подкалывал. А он был всего лишь эмир.

Дело не в формальных титулах, какого-нибудь шаха Исмаила II возможно можно было и подколоть, а на простого эмира Тимура язык не у каждого повернулся бы

Molla Nəsrəddin
11.02.2010, 18:47
Дело не в формальных титулах, какого-нибудь шаха Исмаила II возможно можно было и подколоть, а на простого эмира Тимура язык не у каждого повернулся бы

Когда Тимур въехал в Самарканд, то все жители пали ниц перед ним. Один только дервиш Баба Кейфи (сын бывшего шейха города Самарканда) не склонил головы перед Тимуром.
От внимания Тимур не укрылось, что какой-то дервиш продолжает стоять.
Он подозвал Баба Кейфи и спросил:
- Почему все пали ниц, а ты нет?
- Потому, что я богаче тебя, - ответил Баба Кейфи
- Как так? – спросил Тимур.
- Не веришь? Я покупаю Самарканд. Назови свою цену!
Тимур понимая, что какую бы цену не назвал Баба Кейфи, жители города из уважения к памяти его отца соберут для него любую сумму. Потому он ничего не сказал дервишу, но приказал ночью привести его.
Ночью Баба Кейфи предстал перед эмиром
- Как это может быть, что бы ты оказался богаче меня? – спросил Тимур.
- Какое богатство, какие деньги? – удивился еще непротрезвевший Баба Кейфи.
- Сегодня днем ты говорил, что хочешь купить Самарканд?
- Ты чего-то путаешь эмир. Весь Маверенахр знает, что все чем я владею это рваное одеяло.
- Днем ты хотел, чтобы я назвал цену Самарканда.
- Да, сейчас вспомнил.
- Что вспомнил?
- Это не я сказал.
- Кто же сказал?
- Это сказал мейнаб (вино, которое гонят из хурмы)
- Что такое мейнаб?
- Его продают в двух кварталах от твоего дворца.
Эмир послал слуг за мейнабом. Дервиш и эмир выпили. Эмир опьянел, развесилился, а потом его потянуло ко сну.
- Уберите его отсюда – приказал он указав на Баба Кейфи,
Утром эмир проснулся со страшной головной болью. После недолгих раздумий, как избавиться от головной боли, эмир решил вызвать Баба Кейфи.
Слуги привели дервиша.
- Баба Кейфи голова страшно болит. Отчего это? – спросил Тимур.
- От мейнаба, ответил - Баба Кейфи.
- Но как избавиться от боли?
- Мейнабом.
Выпили.
И как долго это будет продолжаться? – Поинтересовался Тимур.
- До тех пор пока у тебя как и у меня не останется только одно рваное одеяло!= отвечал дервиш.

Renata
11.02.2010, 21:21
И как долго это будет продолжаться? – Поинтересовался Тимур.
- До тех пор пока у тебя как и у меня не останется только одно рваное одеяло!= отвечал дервиш.

ета голоштанная психология никогда мне не нравилась

Molla Nəsrəddin
11.02.2010, 21:41
ета голоштанная психология никогда мне не нравилась

Еще бы! Если бы людям нравилась, как Вы изволили выразиться, голоштанная психология, то святых Францисков было бы хоть пруд пруди.

Renata
11.02.2010, 21:49
Еще бы! Если бы людям нравилась, как Вы изволили выразиться, голоштанная психология, то святых Францисков было бы хоть пруд пруди.

а святой Франциск тоже был пьянчуга? Кейфи?
по-моему он был аскет

Renata
11.02.2010, 22:00
остаться с рваным одеялом благодаря беспробудному пьянству ето совсем не то, что отказаться от хорошего имени, сосотояния и благополучия во имя высоких целей. Согласитесь, Насреддин бей, что ето разные веWи

поетому святых Францисков мало, а пьяниц - пожалуйста, пруд пруди

Molla Nəsrəddin
11.02.2010, 22:45
а святой Франциск тоже был пьянчуга? Кейфи?
по-моему он был аскет

Баба Кейфи на самом деле был аскет.
Иногда дервиш,принимает решение совершить контролируемую глупость. Прикинуться пьяню, например.

Renata
11.02.2010, 22:51
Баба Кейфи на самом деле был аскет.
Иногда дервиш,принимает решение совершить контролируемую глупость. Прикинуться пьяню, например.

тогда в Eтой притче более глубокий смысл, дервишей мне трудно понимать

Placebo
11.02.2010, 23:51
Аллаh Хатаия джазасыны версин. Амин.

Molla Nəsrəddin
12.02.2010, 01:33
тогда в Eтой притче более глубокий смысл, дервишей мне трудно понимать

Вы правы, суфийские притчи многослойны как пирог.

Molla Nəsrəddin
12.02.2010, 01:41
Аллаh Хатаия джазасыны версин. Амин.

Не кликушествуйте.

Sarvan86
28.02.2010, 12:16
Вспомнил

это в своей книге написала - Азиза Джафарзаде

(название книги забыл)


"Бакы 1501" что ли...что то вроде этого.

Sarvan86
28.02.2010, 12:25
Он Основатель Самого Большого Азербайджанского государства.

может быть...

но почему то на его месте щас стоит ИРИ.

с чего бы это?

Molla Nəsrəddin
01.03.2010, 08:46
может быть...

но почему то на его месте щас стоит ИРИ.

с чего бы это?

Может потомки измельчали?

З.Ы. Обратите внимание на тенеденцию:
тюрки завоевали Китай - окитаились;
завоевали Русь - обрусели;
завоевали Парс - оперсючились.

Placebo
01.03.2010, 10:51
Может потомки измельчали?

З.Ы. Обратите внимание на тенеденцию:
тюрки завоевали Китай - окитаились;
завоевали Русь - обрусели;
завоевали Парс - оперсючились.
Мало того, что вы этого выродка в князья приписываете, так теперь по туркам прошлись? У вас наглость поучиться бы...

ZSJ
01.03.2010, 11:54
Может потомки измельчали?

З.Ы. Обратите внимание на тенеденцию:
тюрки завоевали Китай - окитаились;
завоевали Русь - обрусели;
завоевали Парс - оперсючились.

Ну тенденции как раз разнонаправленны....завоевали Анатолию и тюркизировали, завоевали среднюю Азию и тюркизировали, завоевали Иран и тоже тюркизировали...да и Азербайджан, где месное население после прихода огузов в значительной мере восприняло тюркский язык

Molla Nəsrəddin
01.03.2010, 12:54
Ну тенденции как раз разнонаправленны....завоевали Анатолию и тюркизировали, завоевали среднюю Азию и тюркизировали, завоевали Иран и тоже тюркизировали...да и Азербайджан, где месное население после прихода огузов в значительной мере восприняло тюркский язык

Около половины неселения Ирана как были персы так и остались. Насчет тюркизации Центральной Азии и Азербайджана вопрос спорный.

Анатолия, пожалуй единичный случай. Но каждое правило имеет исключение.

Molla Nəsrəddin
01.03.2010, 13:07
Мало того, что вы этого выродка в князья приписываете, так теперь по туркам прошлись? У вас наглость поучиться бы...

Вы зря срываетесь на эмоции и дерзите. Я безразличен к этому.

Если Вы можете, что-то сказать по сути, то я Вас с удовольствием выслушаю и отвечу в силу своих скромных возможностей.

Placebo
01.03.2010, 13:13
Вы зря срываетесь на эмоции и дерзите. Я безразличен к этому.

Если Вы можете, что-то сказать по сути, то я Вас с удовольствием выслушаю и отвечу в силу своих скромных возможностей.
Да мне собственно сказать то нечего. Свою позицию к этому палачу-поэту я уже высказал.

ZSJ
01.03.2010, 13:21
Около половины неселения Ирана как были персы так и остались. Насчет тюркизации Центральной Азии и Азербайджана вопрос спорный.

Анатолия, пожалуй единичный случай. Но каждое правило имеет исключение.

Ну половина осталась, а часть тюркизировалась...
В Азербайджане таты в значительной мере тюркизировались
В Средней Азии тоже шли и идут процессы тюркизации, когда-то ареал иранских народов там был гораздо шире....часть согдов была ассимилированна узбеками

Molla Nəsrəddin
01.03.2010, 16:57
Да мне собственно сказать то нечего.

Я знаю.

Свою позицию к этому палачу-поэту я уже высказал.

Чтобы иметь позицию нужно знание.

Molla Nəsrəddin
01.03.2010, 17:04
Ну половина осталась, а часть тюркизировалась...
В Азербайджане таты в значительной мере тюркизировались
В Средней Азии тоже шли и идут процессы тюркизации, когда-то ареал иранских народов там был гораздо шире....часть согдов была ассимилированна узбеками

Я говорю о тех, случаях когда ассимилируется завоеватель.
Посмотрите, даже у султана Селима II делопроизводство велось на фарси.
У Шаха Исмаила кстати, делопроизводство было на тюркском.

Sarvan86
02.03.2010, 07:17
Молла эфенди,

а что он оставил нам?

Molla Nəsrəddin
02.03.2010, 11:15
Молла эфенди,

а что он оставил нам?

Если Вы как личность не знаете, не ощущаете, что он оставил, то лично для Вас ничего.

Placebo
02.03.2010, 12:26
Если Вы как личность не знаете, не ощущаете, что он оставил, то лично для Вас ничего.
а вам что оставил?

Molla Nəsrəddin
02.03.2010, 12:53
а вам что оставил?

Şəriət əhli bunu anlamaz.

Placebo
02.03.2010, 13:52
Şəriət əhli bunu anlamaz.
анламаз или не анламаз, судить не вам. хотелось бы знать, что же он вам оставил?

Turku Kettola
02.03.2010, 14:02
Обьективности ради надо заметить, что не будь Шаха Исмаила - то скорее всего не было бы отдельного понятия азербайджанские тюрки с их шиитской территориальной спецификой, что позволило выделиться от тюрской массы Передней Азии, не расствориться в Османской империи и сформировать собственное гос.образование. Последующие последствия - дело субьективных оценок и предпочтений. Поэтизируя на эту тему можно также отметить, что именно двухсотлетние братоубийственные кровопролитные конфликты между османами и сефевидами в достаточной мере не позволили османам добиться более весомых и впечатляющих успехов на западных фронтах и в деле расширения империи.

Molla Nəsrəddin
02.03.2010, 14:29
анламаз или не анламаз, судить не вам. хотелось бы знать, что же он вам оставил?

Когда ученик созрел, учитель приходит сам.

Molla Nəsrəddin
02.03.2010, 15:05
Обьективности ради надо заметить, что не будь Шаха Исмаила - то скорее всего не было бы отдельного понятия азербайджанские тюрки с их шиитской территориальной спецификой, что позволило выделиться от тюрской массы Передней Азии, не расствориться в Османской империи и сформировать собственное гос.образование. Последующие последствия - дело субьективных оценок и предпочтений. Поэтизируя на эту тему можно также отметить, что именно двухсотлетние братоубийственные кровопролитные конфликты между османами и сефевидами в достаточной мере не позволили османам добиться более весомых и впечатляющих успехов на западных фронтах и в деле расширения империи.

Нельзя к истории и к историческим личностям относиться с позиций сегодняшнего дня. Тогда не было понятия нации, не было понятия о ценности нации, была лишь умма. С другой стороны, и Шах Исмаил и султан Селим были фатехами (завоевателями) и столкновение их было неизбежно.

Вы знаете, я двумя руками за тюрчюлюк, но неприемлю когда соотечественники начинают говорить с позиций османчылыга.

С другой стороны, следует разобраться, кто затеял братоубийство, кто вырезал свыше 40 тыс. дервишей, кто и с какой целью привез из Багдада 1,5 тыс. алимов ханафитского толка, чтобы насадить ханафизм в анатолии?

Шаху Исмаилу приписывают насаждение шиизма. Но так ли это на самом деле?

Вам известно, что янычарский корпус отказался воевать с Шахом Исмаилом? Как Вы думаете почему?

Ziyadli
02.03.2010, 15:38
Может потомки измельчали?

З.Ы. Обратите внимание на тенеденцию:
тюрки завоевали Китай - окитаились;
завоевали Русь - обрусели;
завоевали Парс - оперсючились.
Может быть, может быть. Но давайте посмотрим на факты.

1. Тюрки завоевавшие Китай вообще-то уже не имели своей державы. Развалилась она из-за внутрених разборок. Некоторые вообще плевать хотели на престолы всякие и держались за своих традиций, а другие были эдакие державные. Те, которые завоевали Китай и сели на трон.. в конце окитаились и коренных образом изменив и Китай, и китайский язык. Те, которые ушли на запад... те гунны, и Атилла.

2. Те тюрки, которые завоевали Русь то же по тому же мустеру разошлись. В Орде Тохтамыша не было единства: одни были христиане, другие тенгрианцы, третьи мусульмане. Тохтамыш не мог им даже идею державности давать: кризис государственности. Разошлись. Те, которые не пошли за держаться за завоеванное: те сплавились. А те которые были мусульмане - это сегодяшние татары (живут алхамдулилЛах, после этого давали великих сыновей своему народу- один Исмаил бей Гаспыралы стоит целого легиона). А тенгрианцев уже позже добивали свои обрусевшие братья дубинками.

3. Те тюрки, которые завоевали в течении 1000 лет не оперсючились. Персючивание началось с кризиса, когда единства не стало среди них. И этому начало поставил Исмаил. Вернее его дедулька Узун Гасан. Сегодня тюрки, которые поют о державе, которую завоевали... персючились и относятся к своим хуже чем сами персы.

итак, есть мустер: когда единству предпочитаются какие-то идеи- кирдык. Когда оборачиваешь меч против брата- кирдык!

Molla Nəsrəddin
02.03.2010, 16:01
[QUOTE=Molla Nəsrəddin;314412]Нельзя к истории и к историческим личностям относиться с позиций сегодняшнего дня. Тогда не было понятия нации, не было понятия о ценности нации, была лишь умма. С другой стороны, и Шах Исмаил и султан Селим были фатехами (завоевателями) и столкновение их было неизбежно.

Вы знаете, я двумя руками за тюрчюлюк, но неприемлю когда мои соотечественники начинают говорить с позиций османчылыга.

С другой стороны, следует разобраться, кто затеял братоубийство, кто вырезал свыше 40 тыс. дервишей, кто и с какой целью привез из Мекки 1,5 тыс. алимов ханафитского толка, чтобы насадить ханафизм в анатолии?

Шаху Исмаилу приписывают насаждение шиизма. Но так ли это на самом деле? Да и считал ли он себя шиитом?

Вам известно, что янычарский корпус отказался воевать с Шахом Исмаилом? Как Вы думаете почему?

Ziyadli
02.03.2010, 16:16
Молла, у меня ощушение такое, что вы говорите или по слухам, или знаете вещи, о которых мы не знаем. Укоротим наши разговорчики вокруг да около. Дайте пожайлуста ссылку на сообщения:

- янычары отказались воевать с ним и почему
- он не считал себя шиитом

Placebo
02.03.2010, 16:39
Когда ученик созрел, учитель приходит сам.
Вы всегда так уходите от ответа?

Borat
02.03.2010, 17:44
Шаху Исмаилу приписывают насаждение шиизма. Но так ли это на самом деле?

Вам известно, что янычарский корпус отказался воевать с Шахом Исмаилом? Как Вы думаете почему?
Мы сами должны найти ответы?...или обратиться к учителю Плацебо?

Molla Nəsrəddin
02.03.2010, 17:53
Молла, у меня ощушение такое, что вы говорите или по слухам, или знаете вещи, о которых мы не знаем. Укоротим наши разговорчики вокруг да около. Дайте пожайлуста ссылку на сообщения:

- янычары отказались воевать с ним и почему
- он не считал себя шиитом

По поводу янычарских волнений ищите в "Таварих-и Али Осман" там где говорится о Чылдранской битве и ее последствиях, а также в "Тарих-и Алем-Араи Шейх Сефи".

Что касается шиизма Шаха Исмаила, то здесь дело обстоит так:

Путь Арифа к Аллаху состоит из следующих магамов:

- шариат - место где находятся все;
- таригат - место где все в поисках Всевышнего;
- марифат - место где на человека смотрят через призму воли и сознания;
- хагигат - взгляд Аллаха на человека.

Шах Исмаил был главой ордена сефевия, то есть он был на магаме марифат. Иными словами он стоял выше таригата и не мог быть уже ни шиитом ни суннитом.

Да и где видали шиита с обритой бородой, длинными усами и волосами, и с сазом впридачу, ай Ле-ле?

Placebo
02.03.2010, 17:59
По поводу янычарских волнений ищите в "Таварих-и Али Осман" там где говорится о Чылдранской битве и ее последствиях, а также в "Тарих-и Алем-Араи Шейх Сефи".

Что касается шиизма Шаха Исмаила, то здесь дело обстоит так:

Путь Арифа к Аллаху состоит из следующих магамов:

- шариат - место где находятся все;
- таригат - место где все в поисках Всевышнего;
- марифат - место где на человека смотрят через призму воли и сознания;
- хагигат - взгляд Аллаха на человека.

Шах Исмаил был главой ордена сефевия, то есть он был на магаме марифат. Иными словами он стоял выше таригата и не мог быть уже ни шиитом ни суннитом.театр абсурда... какой марифат? какой хагигат? кто он был по вероубеждению? Ведь это примитивный вопрос для любого мусульманина.
Или он не был мусульманином? Кем он был тогда вообще? Просто тираном? Палачем? Рафидит? Суфий? Исмаилит?

Molla Nəsrəddin
02.03.2010, 18:07
театр абсурда... какой марифат? какой хагигат? кто он был по вероубеждению? Ведь это примитивный вопрос для любого мусульманина.
Или он не был мусульманином? Кем он был тогда вообще? Просто тираном? Палачем? Рафидит? Суфий? Исмаилит?

Вы заставляете меня повторяться: Şəriət əhli bunu anlamaz.

Placebo
02.03.2010, 18:10
Вы заставляете меня повторяться: Şəriət əhli bunu anlamaz.
бес сиз озюнюз хансы ехлиденсиниз?

Ziyadli
02.03.2010, 18:19
По поводу янычарских волнений ищите в "Таварих-и Али Осман" там где говорится о Чылдранской битве и ее последствиях, а также в "Тарих-и Алем-Араи Шейх Сефи".
Молла, гадан алым, так нельзя ведь.

Дай цитату оттуда. Я же не могу искать информацию по всей книге, да к тому же в той, которую не имею и не читал.

Что касается шиизма Шаха Исмаила, то здесь дело обстоит так:

Путь Арифа к Аллаху состоит из следующих магамов:

- шариат - место где находятся все;
- таригат - место где все в поисках Всевышнего;
- марифат - место где на человека смотрят через призму воли и сознания;
- хагигат - взгляд Аллаха на человека.

Шах Исмаил был главой ордена сефевия, то есть он был на магаме марифат. Иными словами он стоял выше таригата и не мог быть уже ни шиитом ни суннитом.

Кто это говорит? Это же суфитские догмы, не так ли?

Да и где видали шиита с обритой бородой, длинными усами и волосами, и с сазом впридачу, ай Ле-ле?
В Азербайджане. Уйма. Миллионы. И в южном, и в северном.

И в Ливане видел. Правда, без саза

Ziyadli
02.03.2010, 18:22
бес сиз озюнюз хансы ехлиденсиниз?
Ну если не шариат, то тогда 3 варианта:

- таригат - место где все в поисках Всевышнего;
- марифат - место где на человека смотрят через призму воли и сознания;
- хагигат - взгляд Аллаха на человека.

В конце списка наверняка стоит еще аятолла... т.е. "тень Аллаха на земле". С прямым телефоном в небеса.

Molla Nəsrəddin
02.03.2010, 21:25
Молла, гадан алым, так нельзя ведь.

Дай цитату оттуда. Я же не могу искать информацию по всей книге, да к тому же в той, которую не имею и не читал.

Кто это говорит? Это же суфитские догмы, не так ли?

В Азербайджане. Уйма. Миллионы. И в южном, и в северном.

И в Ливане видел. Правда, без саза

Сам знаю, что нельзя. К сожалению я этого сделать не могу. Нет у меня этой книги, увы. С ней меня познакомили лет 5 назад.

По поводу суфиев. Я не пойму чему вы удивляетесь? Шах исмаил был шейхом суфийского ордена сефевия.

Кстати, и янычары были членами суфийского ордена бекташия (основан Хаджи Вели Бекташи).

Molla Nəsrəddin
02.03.2010, 21:46
В конце списка наверняка стоит еще аятолла... т.е. "тень Аллаха на земле". С прямым телефоном в небеса.

А вот аятоллы, это не наша епархия. Вот из Placebo аятолла мог бы получиться - он шариатовец, загвоздка лишь в том, что он не шиит.

А насчет связи не беспокойтесь, когда надо, она у них и без телефона будь здоров!

Товарищ Хачикян
02.03.2010, 22:03
Путь Арифа к Аллаху состоит из следующих магамов:

- шариат - место где находятся все;
- таригат - место где все в поисках Всевышнего;
- марифат - место где на человека смотрят через призму воли и сознания;
- хагигат - взгляд Аллаха на человека.


можно об этом чуть подробнее?

Molla Nəsrəddin
03.03.2010, 11:19
можно об этом чуть подробнее?

Извините пожалуйста, что отвечаю вопросом на вопрос.
Не могли бы Вы сказать, зачем это Вам?

Turku Kettola
03.03.2010, 12:10
Факт состоит в том, что Шах Исмаил был разгромлен османскими войсками в битве при Чылдыране. Факт состоит в том, что Шах Исмаила и его кызылбашей воспринимали как шиитов и сами они себя позиционировали именно так.
Конечно нельзя их полностью идентифицировать с современным шиизмом. У них не было тогда конкретно-оформившейся шиитской доктринально-фикховской системы.

Molla Nəsrəddin
03.03.2010, 15:58
Факт состоит в том, что Шах Исмаил был разгромлен османскими войсками в битве при Чылдыране.

Я и не отрицаю поражения.

Факт состоит в том, что Шах Исмаила и его кызылбашей воспринимали как шиитов и сами они себя позиционировали именно так.

Все может быть.

Kochevnik
03.03.2010, 20:28
Мало того, что вы этого выродка в князья приписываетечеловека завоевавшего территорию в более двух миллионов кв.километров называют выродком....Placebo вы тюрок по происхождению или один из бывших курдо-тато-талышей,как типичный азербайджанский пантюркист?воистинну дал Аллах тюрку на его землях бардак а его жертвам почёт и возможность от его имени словоблдуить. Может потомки измельчали?жертвы потомков.c потомками всё ок.десятки миллионов.как сорхсаров бывших так и жертв их....в смысле современных самых что ни на есть истинных тюрок :DИсмаил и его потомки не виноваты что произошло.интересно были ли в истории в истории такие же случаи как с сефевидской державой...чтобы центр империи был постоянной ареной вторжений и оккупаций?вот братьям туркам да.повезло.вплоть до 20-го века на своих землях со времён тамерлана не знали такого....язых Исмаил.потомки проклинают.

Kochevnik
03.03.2010, 20:45
персючилисьтолько часть верхушки и так называемой элиты.число тюрок в том же иране за последние сто лет увеличилось с 2-х млн.по медведеву до......минимальная цифра которую слышал 14 млн.политика персизации провалилась.

AbdulAziz
04.03.2010, 00:08
У армян нет таких героев, как Шах Исмаил ( каким бы он не был и кем бы не был), так они для себя придумывают, возвышают, а мы привыкли чернить всех своих исторических личностей, начиная с Джаваншира и заканчивая Шах Исмаилом. Все они тюрки. Они сыны Азербайджана, конечно не без ошибок.

Molla Nəsrəddin
04.03.2010, 12:26
только часть верхушки и так называемой элиты.число тюрок в том же иране за последние сто лет увеличилось с 2-х млн.по медведеву до......минимальная цифра которую слышал 14 млн.политика персизации провалилась.

Впомните Шаха Аббаса...

Molla Nəsrəddin
04.03.2010, 12:30
человека завоевавшего территорию в более двух миллионов кв.километров называют выродком....Placebo вы тюрок по происхождению или один из бывших курдо-тато-талышей,как типичный азербайджанский пантюркист?воистинну дал Аллах тюрку на его землях бардак а его жертвам почёт и возможность от его имени словоблдуить. жертвы потомков.c потомками всё ок.десятки миллионов.как сорхсаров бывших так и жертв их....в смысле современных самых что ни на есть истинных тюрок :DИсмаил и его потомки не виноваты что произошло.интересно были ли в истории в истории такие же случаи как с сефевидской державой...чтобы центр империи был постоянной ареной вторжений и оккупаций?вот братьям туркам да.повезло.вплоть до 20-го века на своих землях со времён тамерлана не знали такого....язых Исмаил.потомки проклинают.

А, что еще можно ожидать от последователей Теймии?

Turku Kettola
04.03.2010, 12:54
Kochevnik

как типичный азербайджанский пантюркист


А какие претензии у Вас к "пантюркистам" ?

Османо-сефевидские войны это героико-трагические страницы тюрков.
Будучи суннитом ханифитом (я о себе) не считаю нужным охаивать свое прошлое и глумиться над Шахом Исмаилом, Надир Шахом или еще над кем-то. Олан-олуб, кечян-кечиб. Надо смотреть в будущее. Вот Вам мое свидетельство - тема которую я как-то открывал о Надир Шахе -

http://www.atc.az/forum/showthread.php?t=5595

Molla Nəsrəddin
04.03.2010, 13:38
Kochevnik



А какие претензии у Вас к "пантюркистам" ?

Османо-сефевидские войны это героико-трагические страницы тюрков.
Будучи суннитом ханифитом (я о себе) не считаю нужным охаивать свое прошлое и глумиться над Шахом Исмаилом, Надир Шахом или еще над кем-то. Олан-олуб, кечян-кечиб. Надо смотреть в будущее. Вот Вам мое свидетельство - тема которую я как-то открывал о Надир Шахе -

http://www.atc.az/forum/showthread.php?t=5595

Allah ölənlərinizə rəhmət eləsin!

Turku Kettola
04.03.2010, 14:42
Allah bizim hamimiza rəhmət eləsin ! :)

Kochevnik
04.03.2010, 18:54
Османо-сефевидские войны это героико-трагические страницы тюрков.предков азербайджанцев.я не знаю что трагического в этом для предков турок было.
А какие претензии у Вас к "пантюркистам" ?а каким видит будущее Азербайджана и азербайджанцев пантюркист?
Надо смотреть в будущееи иметь своё я,да надеяться на себя а не на биг кардеша
Вот Вам мое свидетельствоохотно верю.благодарю за ссылку.
Впомните Шаха Аббаса...насколько я знаю персизацией тогда и не пахло.даже внук его говорят стихи писал на неарийском.а привлекая к управлению страной так сказать "чужеродный"элемент и перенеся столицу в глубь персии он всё равно опирался на тюрок да курдов

Molla Nəsrəddin
04.03.2010, 19:10
какие претензии у Вас к "пантюркистам"?[QUOTE]

Никаких.

[QUOTE]насколько я знаю персизацией тогда и не пахло.даже внук его говорят стихи писал на неарийском.а привлекая к управлению страной так сказать "чужеродный"элемент и перенеся столицу в глубь персии он всё равно опирался на тюрок да курдов

Шах Аббас начал борьбу с тюркскими феодалами. Один факт переноса столицы из Казвина в Исфахан чего стоит.

Kochevnik
04.03.2010, 19:33
Шах Аббас начал борьбу с тюркскими феодалами. Один факт переноса столицы из Казвина в Исфахан чего стоит.в таком случае персизация началась при Тахмасибе.он перенёс столицу из Тебриза.а на деле этому как и Аббасову поступку есть простое обьяснение.подальше от турецкой границы.
а феодалы кызылбашские сами напросились,потому что к тому времени превратились из главной опоры в главный источник смут и беспорядков в стране.да и гвардейцы опять таки комплектовались из тех же кызылбашей.а после смерти всё снова стало на свои места.
но насчёт переноса столицы согласен в одном........Аббас приблизил этим конец своей династии.отдалив центр от главной опоры своей династии.

про пантюркистов я вас не спрашивал.

Molla Nəsrəddin
04.03.2010, 22:55
в таком случае персизация началась при Тахмасибе.он перенёс столицу из Тебриза.а на деле этому как и Аббасову поступку есть простое обьяснение.подальше от турецкой границы.
а феодалы кызылбашские сами напросились,потому что к тому времени превратились из главной опоры в главный источник смут и беспорядков в стране.да и гвардейцы опять таки комплектовались из тех же кызылбашей.а после смерти всё снова стало на свои места.
но насчёт переноса столицы согласен в одном........Аббас приблизил этим конец своей династии.отдалив центр от главной опоры своей династии.

про пантюркистов я вас не спрашивал.

Почитайте-ка это:

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st022.shtml

http://odlar-yurdu.ru/index.php?newsid=2397

Толъши
15.02.2011, 03:38
Allah bizim hamimiza rəhmət eləsin !

Аминь!

Толъши
15.02.2011, 03:38
Allah bizim hamimiza rəhmət eləsin !

Аминь!

Толъши
15.02.2011, 03:43
в таком случае персизация началась при Тахмасибе
Похоже на гадание по кофейной гуще...
Что такое тюркизация, иранизация и персизация?
Это этапы этногенеза части торкеманов.
Полный цикл прошло племя афшаров. Хотя многие сейчас возразят, что афшары изнгачально не были туркменами. Позволю себе заранее не согласиться.

Толъши
15.02.2011, 03:46
Аббас приблизил этим конец своей династии.отдалив центр от главной опоры своей династии
Слишком надуманное заявление. Надо бы еще раз внимательно перечитать "Сафват ус-Сафа".

Толъши
21.02.2011, 14:23
Он Основатель Самого Большого Азербайджанского государства.

Распиаренный госагитпропом стереотип. Государственное образование до шаха Исмаила ибн Хейдара Сафави называлось Тарикат-е Сафавийе и было теократическим суфийским орденом, после того, как Исмаил короновался орден расширил свои владения почти до сасанидских границ и превратился в обычную монархию Доулат- Гезелбаш или Доулат-е Сафавиан.
Определения "азербайджанское государство" эта монархия за всю свою историю никогда не имела.
Исходя из этого исторического факта, называть его так некорректно, тем более, что титул правителей и территории государства намного шире, чем историко-географическая область Азербайджан. Если же рассматривать изначальную территорию образования государства, то мы вновь видим несоответствие реалиям - Орден Сафавийе распологался на территории Гиляна, Талыша и Ардебильского округа, который в то время и назывался Азербайджаном.
В советской историографии была произведена экстраполяция и подмена понятий с политической целью, однако это не причина для продолжения фальсификации советского периода.
Единственно, что необходимо отметить в истории Кызылбашского государства - это создание условий при которых начал образовываться единый азербайджанский этнос (название азербайджанский я вынужденно экстраполировал для уточнения, что речь идет о предках современных азербайджанцев, но первоначальные термины - кызылбаш (зарсар) или шахсевен (шахбази).