PDA

Просмотр полной версии : Узаконенная агрессия?


Dismiss
02.09.2009, 13:32
Россия закладывает правовой фундамент агрессии (http://www.geopolitika.lt/index.php?artc=3519)

("Geopolitika", Литва)
Чесловас Ишкаускас, 01 сентября 2009

Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о порядке применения Вооруженных сил РФ за пределами России. Внесение поправок в Закон об обороне, в сущности, позволит президенту России объявлять войну другому государству без санкции Совета Федерации.

Федеральный Закон РФ 'Об обороне' в его расширенном виде наделил бы президента, как Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, масштабными полномочиями. 10-ю статью предлагается дополнить перечнем условий для начала военных операций. Мотивы этих операций: 'отражение нападения на ВС или другие войска, дислоцированные за пределами территории России', 'отражение или предотвращение агрессии против другого государства', 'защита граждан Российской Федерации за рубежом', 'борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства'.

Конституция РФ предусматривает, что использование Вооруженных сил за пределами страны санкционирует Совет Федерации, а решение принимает президент. Однако год назад был прецедент. Когда российские войска 8 августа начали операцию против Грузии, СФ находился на каникулах и экстренно собираться не стал. Некоторых это заставило усомниться в легитимности решения Д.Медведева. Правда, далеко не всех. Так, председатель СФ Сергей Миронов подчеркивал, что в Южной Осетии действовал не российский военный контингент, а миротворческие силы, поэтому санкция СФ не требовалась. Совет Федерации собрался только 25 августа - и одобрил президентский указ. А в феврале нынешнего года во избежание законодательных коллизий СФ в феврале нынешнего года предложил президенту рассмотреть 'возможность использования вооруженных сил за пределами России' и конкретизировать необходимость срочных операций.

Член комитета по обороне СФ Николай Тулаев не скрывает, что поправки открывают путь для операций, аналогичных той, что была проведена на Кавказе. Готовность российских сенаторов оперативно реагировать на события в 'ближнем зарубежье' - почва для расширения властных полномочий президента. Статья 102 Конституции РФ предписывается, что президент представляет свой указ в СФ в течение 24 часов, а СФ без промедления одобряет или отклоняет. Однако под давлением обстоятельств, оказывается, можно действовать и 'задним числом'. Как говорит Н.Тулаев, регламентируется применение ст. 102 на практике: Взять военные базы России в других странах, например, в Таджикистане или Армении. Их реакция в случае конфликта законодательно не регламентирована. Поэтому не исключено и нерегламентированное вовлечение...

Российские высокопоставленные чиновники пытаются апеллировать к международной практике. Так, министр обороны А.Сердюков акцентировал, что президент США может дать приказ национальным вооруженным силам на отражение агрессии против своей страны или американских военных и мирных граждан за границей. В действительности глава американского государства должен заручиться поддержкой Конгресса. Так было в 1964-м, когда американцы забили тревогу: на их суда в Тонкинском заливе нападают вьетнамские катера. Однако президент может и обойти Конгресс - вспомним вторжение в Гренаду в 1983 году или в Панаму в 1988-м.

С чем связаны законодательные инициативы Д.Медведева (поправки в закон), ни для кого не секрет. Так, на встрече с лидерами парламентских фракций, состоявшейся в Сочи, президент сказал: "Это связано с известными событиями, произошедшими год назад'. По утверждению грузинского МИДа, поправки означают, что 'Россия живет в прошлом' и 'пытается найти какой-нибудь способ... для международного сообщества, чтобы заставить поверить в свои тезисы и оправдать те действия, которые она осуществила против Грузии'.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Р.Пухов обращает внимание на то, что Закон об обороне не позволяет российскому президенту использовать Вооруженные силы где и как заблагорассудится. Отражение агрессии предусмотрено в случае нападения на членов Организации договора о коллективной безопасности (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). Да, сейчас остро стоит вопрос возможной второй войны в Грузии. Однако это еще не означает спокойную жизнь для других стран бывшего советского блока, в которых тоже могут вспыхнуть конфликты.